Июль 2017
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 
Алфавитная навигация
 
 
 

Словарь

 
   Количество строк:  

АБД-АР-РАХМАН АЛЬ-ГАФАКИ

АБД-АР-РАХМАН АЛЬ-ГАФАКИ

Старая транскрипция имени - Абдеррахман ибн абд-Aллах аль-Гафаки.

Родился в 662 году, временно был эмиром в 721 году, повторно назначен в конце 730 года. После подавления в 731 году мятежа Мунусы Абдеррахман аль-Гафаки решил покарать герцога Аквитании Эда, состоявшего в союзе с Мунусой. В апреле 732 года андалусский эмир вышел из Памплоны через Ронсевальский перевал на Бордо. Мусульманская армия перешла Пиренеи и вторглась на территорию Аквитании. Этот поход отличался от предыдущих большой жестокостью арабов по отношению к местному населению. Селения сжигались, поля вытаптывались, мужское население безжалостно вырезалось, женщин и детей захватчики уводили с собой. В июле 732 года Абдеррахман подошел к Бордо. Герцог Эд не решился принять бой и отступил на север, одновременно отправив в Нейстрию гонца к Карлу Мартеллу с просьбой о помощи. Оставив небольшой отряд грабить Бордо, Абдеррахман с основными силами бросился в погоню за Эдом и настиг его у переправы через реку Дордонь. В завязавшемся скоротечном сражении аквитанцы были разбиты. В руки арабов попал весь обоз Эда.

Подробнее
 

АЗ-ЗАРКАЛИ

АБУ ИСХАК ИБРАХИМ ибн ЙАХЙА АН-НАККАШ ибн АЗ-ЗАРКАЛА АЛ-КУРТУБИ (1028-1087/1100), испано-арабский астроном, уроженец Кордовы, работал в Толедо. В Западной Европе был известен под именем Арзахель. Принимал участие в создании «Толедских таблиц». Среди его работ, помимо трактатов, посвященных астролябиям «Введение в науку о звёздах» и «Обработка канона Аммония». Аз-Заркали был первым астрономом, точно определившим движение апогея Солнца (афелия Земли) относительно звёзд - 12.04" в год (согласно совр. измерениям - 11.8"). Он также изобрёл плоскую астролябию.

Подробнее
 

АЛ-БИРУНИ

АБУ-р-РАЙХАН МУХАММАД ибн АХМАД АЛ-БИРУНИ (973-1048), учёный-энциклопедист. Получил широкое математическое и философское образование. Писал на арабском языке. Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию Мамуна, которая объединяла виднейших учёных, среди - Иби Сину, аль-Хоризма. С 1017 г., после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневидом, Бируни жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда, участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Подробнее
 

АЛЬ-МАСУДИ

АБУ аль-ХАССАН ибн АЛИ ибн АБДУЛЛА аль-МАСУДИ (ок 896-ок. 956), географ, путешественник и историк, родился в Багдаде и умер в Египте. Масуди, как его обычно называли, был географом и историком, работы которого являются признанным вкладом в мусульманскую литературу и по сей день. Достоверную информацию о самом Масуди предоставляют в основном его собственные работы. Известно, что Масуди написал 36 работ, включая множество переработок, но до сегодняшнего дня сохранились лишь две книги. Самая большая его работа, по истории и географии, потеряна (сохранились лишь отдельные цитаты и ссылки в других работах), и вместе с ней безвозвратно потерянными оказались подробные описания различных людей и мест.

Подробнее
 

АЛЬБИГОЙЦЫ И КАТАРЫ

АЛЬБИГОЙСТВО – аскетическое религиозное движение. Альбигойцы – христианская секта получившая широкое распространение в XII–XIII вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами (греч. katharos, «чистый») от названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься – освободиться от телесности и материальности. Альбигойцы утверждали сосуществование двух основополагающих начал – доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы.

Подробнее
 

АЛЬФОНСО III

АЛЬФОНСО III (848 - 20.12.910), король Астурии (пр. 866 - 910). Альфонсу было 14 лет, когда умер его отец, и знать провозгласила его королем. Граф Фруэла хотел отнять престол у молодого государя, но вельможи остались верны Альфонсу. Фруэла был убит, а Альфонс помазан на царство и коронован. В его 44-летнее правление могущество Астурии невиданно возросло. Он значительно расширил границы своего государства, захватил земли вплоть до Дуэро, населил их колонистами и упрочил внутренний порядок.

Подробнее
 

АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ

АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ, или Андрей Константинопольский, Андрей Цареградский (ум. в 936 г.), известный христианский святой и юродивый.

Вот как описана внешность Андрея Юродивого: «66 лет, типа славянского, из купленных рабов, бледный и загорелый с седыми нечесаными волосами, разделенными на пряди и большой бородой также прядями, т.к. нечесана и немыта; телом — иссохший от поста; ходил в рубище, едва прикрывавшем тело, с железными веригами на шее, босой» (В.Д. Фартусов. Руководство к писанию икон).

«Житие Андрея Юродивого было занесено на Русь из Византии. Он почитался в народе наподобие странников и нищих, устами которых глаголет истина. Будучи рабом в доме знатного византийского вельможи, Андрей начал проявлять признаки умственного расстройства и был посажен его хозяином на замок. Когда последний убедился в незлобивости Андрея, он отпустил его на волю. С этого момента началась чудесная жизнь юродивого. Главным ее событием было явление Андрею Богоматери, которую он увидел во время молитвы в константинопольском Влахернском храме (этот легендарный эпизод, изображенный в среднем нижнем клейме, лег в основу русских икон «Покрова»). В Византии Андрей Юродивый приобрел особую популярность около 1000 года, когда все ждали конца света, одним из предсказателей которого выступал склонный к эсхатологическим провидениям святой. Аналогичная ситуация сложилась и на Руси в 7000 (1492) году, … (когда) ожидание Страшного суда превратилось в своего рода массовый психоз» (В.Н. Лазарев. Русская иконопись от истоков до начала XVI века).

Подробнее
 

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

Аравия представляет собой самый западный из трех больших полуостровов, которые выступают из материка Азии с южной стороны, как Балканский, Аравия. Апеннинский и Пиренейский полуострова из материка Европы. Это сплошная большая возвышенность, по своей территории в пять раз превосходящая территорию Германии; на юге и северо-западе она почти сплошь занята пустынями, а на северо-востоке примыкает к пустыням Передней Азии. Древние различали Счастливую Аравию (Йемен на западном берегу, близ Красного моря), Каменистую (с Синайским полуостровом) и Песчаную (внутри полуострова). Красноречивые писатели не раз описывали эту внутреннюю и наибольшую часть Аравии. «В печальной глуши Аравии, — так говорит Гиббон, — простирается безграничная песчаная равнина, пересекаемая только островерхими и голыми горными возвышенностями, — дикая пустыня, выжженная отвесными и палящими лучами солнца, от которых негде укрыться, негде приютиться в отрадной тени.

Подробнее
 

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ, СВ. (1090–1153), христианский святой и учитель Церкви. Св. Бернар называл себя «химерой своего века», намекая на то, что в нем как бы соединились две разных личности: преданный уединению и созерцательной жизни монах, каким он всегда хотел быть, и деятельный член церкви, которым ему пришлось стать. Он родился в 1090 г. в Фонтен-ле-Дижон (Бургундия, Франция). Получив первоначальное образование в маленькой школе в Сен-Ворль в Шатийон-сюр-Сен, он в 1113 г. поступил в знаменитое аббатство Сито близ Дижона вместе со своими братьями и несколькими товарищами.

Подробнее
 

ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ

Преподобный ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах – сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» (2 Сол. 3, 10).

Подробнее
 

ВАССАЛ И СЮЗЕРЕН

а). ВАССАЛ (от лат. «слуга») – в средневековой Западной Европе: землевладелец-феодал, получивший от сюзерена феод, лично зависящий от него и обязанный нести определенные повинности, в первую очередь военную службу. Вассалы верховного сюзерена имели в свою очередь своих вассалов.


б). СЮЗЕРЕН (от лат «старший») - в Западной Европе в средние века крупный феодал, верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. Власть сюзерена была основана на пожаловании им вассалу феода (земельного владения).

в). ОБЯЗАННОСТИ ВАССАЛА

В 1020 г. епископ Фюльбер из Шартра изложил обязанности рыцаря по отношению к своему сюзерену в шести пунктах. Присягнувший на верность был обязан не допускать причинения какого-либо ущерба телу сюзерена, его достоянию, его чести, его интересам, не ограничивать его свободу и дееспособность. Кроме соблюдения этих негативных условий, вассал обязан был верно служить своему господину советами; того же во всем обязывала взаимность.

В «ConsuetudinesFeudorum» (Свод ломбардского феодального права), которые складывались на протяжении XII-XIII веков, рассматриваются многочисленные примеры вероломства (felonia) рыцаря по отношению к сюзерену. Например: бросить сюзерена в бою; оставить его на поле боя живым и не тяжело раненным; оскорбить его действием; совершить прелюбодеяние или только попытаться склонить жену сеньора или его наложницу к прелюбодеянию; лишить чести или покуситься на честь дочери, внучки, невесты сына, сестры сеньора, если они были девицами, воспитывавшимися в его доме; наконец, сознательно выдать тайну сеньора.

г). ОТНОШЕНИЯ ВАССАЛА И СЮЗЕРЕНА

«Сеньор — человек, окруженный приближенными дружинниками, вассалами, служащими ему, поддерживающими его и выполняющими его повеления. Могущество знатного сеньора определяется численностью его подданных и верных ему людей. Без этого он не senior, не «старший», «высший», не повелитель и глава. Разумеется, сеньор — землевладелец, господствующий над крестьянами и получающий с них доходы. Не будь у него поступлений от зависимых держателей земель он не был бы в состоянии содержать свиту и кормить толпу прихлебателей. Рента, собираемая им со своих владений, дает ему возможность устраивать пиры, празднества, принимать гостей, раздавать подарки — словом, жить на широкую ногу. Нормой считается поведение, заключающееся в том, что сеньор щедро, не считая, раздает и растрачивает богатство, не вникая, не превышают ли расходы поступления. Разницу между приходом и тратами можно покрыть дополнительными поборами с крестьян, вымогательствами, штрафами, грабежом, военной добычей. Расчетливость, бережливость — качества, противопоказанные ему сословной этикой. О его доходах заботятся бейлиф, управляющий, староста, его же дело — проедать и пропивать полученное, раздаривать и расточать имущество, и чем шире и с большей помпой он сумеет это сделать, тем громче будет его слава и выше общественное положение, тем большим уважением и престижем он будет пользоваться…

Отношения между сеньором и вассалом мыслятся поэтами как отношения взаимного служения, помощи и дружбы. «Служить», в их понимании, часто означало не «брать», а «давать», «тратить». В песнях старопровансальских поэтов постоянно встречается словосочетание «служить и дарить» или даже «служить и дарить что-либо из своего имущества». Рыцарские поэты не устают подчеркивать, что основа могущества господ состоит в их щедрости. «Неблагородно поступает тот, кто не служит, не дарит и не предоставляет, как разум нам повелевает» (Бертран Карбонель)…

Понятие «частный собственник» неприменимо в средние века ни к сеньорам, ни к вассалам. Землевладелец считался не собственником (possessor), а держателем (tenens), которому земля вручена вышестоящим господином на определенных условиях. Права его всегда ограничены. Даже в тех случаях, когда владелец обладал землей фактически независимо, считалось, что он держит ее от сеньора, и в некоторых областях феодальной Европы действовал принцип «нет земли без сеньора». Такие независимые владения, сеньоры которых не были известны, назывались «воздушными фьефами»…

Вассал, вступая под покровительство сеньора, приносит ему присягу верности и клянется во всем ему помогать, защищать его от врагов, выполнять его приказания и нести порученную ему службу. Сеньор со своей стороны обязывался охранять вассала, заботиться о нем и не давать его в обиду. Обмен взаимными клятвами и обещаниями мог сопровождаться пожалованием лена, — за этот лен вассал должен был нести рыцарскую или иную «благородную» службу. Ленное пожалование обычно заключалось в земельном владении. Но оно могло состоять в передаче права сбора доходов с земли без пожалования ее самой либо в праве сбора пошлин и поборов, судебных прав и доходов и т.д. Существенным был не объект пожалования, а самый факт его: получение лена было сопряжено с обязанностью вассала нести службу и повиноваться сеньору. Лен давал вассалу материальное обеспечение, необходимое для исполнения службы. Но сеньор мог достичь той же цели и без всякого пожалования — он мог взять вассала на свое содержание, с тем чтобы тот кормился при его дворе. Таким образом, существо феодального отношения между сеньором и вассалом заключалось прежде всего в установлении личной связи, отношений господства — подчинения, покровительства и службы...

Обмен подарками, участие в пирах, установление вассально-ленных отношений оформлялось ритуалом; наряду с обменом присягами совершались специальные процедуры, которые закрепляли создававшиеся личные связи и придавали им юридическую силу и нерушимость. Вассал становился на колени и вкладывал свои руки в руки сеньора. Это и буквально означало, что он «шел к нему в руки», делался его «человеком». При пожаловании лена сеньор вручал вассалу ветвь или другой предмет, символизировавший передачу владения. Глубокий символизм этих процедур нашел своеобразное выражение и в изобразительном искусстве.

На средневековых миниатюрах, иллюстрирующих сборники права, нередко встречаются изображения многоруких и двуликих людей. Но это не гротеск в привычном его значении. Рисунки такого рода имеют целью реальное воспроизведение действительных юридических актов: инвеституры, омажа, коммендации, вступления вассала в зависимость от сеньора. Художник отступает от действительности и пририсовывает человеческой фигуре лишние руки, для того чтобы в одном изображении воплотить весь юридический акт в его полноте. Сеньор, сидящий на стуле, держит в своих руках руки присягающего ему на верность вассала и одновременно указывает «дополнительной» рукой на землю, которую он вручает этому вассалу в качестве лена. Стремление изобразить сразу все существенные стороны этого акта вынуждает художника наделить фигуру сеньора лишними руками. На другом рисунке сеньор приобретает облик двуликого Януса: слева он держит в своих руках руки вассала, а справа вручает символ земельного владения другому человеку. Изображена передача сеньором лена, которым владеет один вассал, другому, без ведома первого. Двуличие сеньора выражено буквально: у него два лица и две пары рук. На таких рисунках совмещены акты, в действительности происходившие в разные моменты, своего рода «синхронная диахрония». Средневековый художник дает их симультанное изображение, подчеркивая тем самым их внутреннюю связь и символичность, которые были понятны его современникам.

Символическими процедурами сопровождались и передача лена по наследству, и возобновление присяги при смене сеньора (если сеньор умирал, его вассалы должны были присягать его сыну, точно так же как и наследники умерших вассалов могли получить лен своих отцов, только принеся присягу верности сеньору), и даже расторжение вассального договора. Отношения феодальной верности были насквозь символизированы и ритуализованы — они имели от начала до конца знаковый характер и вне этих формул и процедур были немыслимы и не приобретали юридической силы. Социально значимыми отношения земельного пожалования и вассальной службы могли стать только в этой символической форме. Но тем самым эти социальные и политические институты делались также и фактами культуры. Культурный символизм, универсальная черта духовной жизни средневековья, вбирал в себя и эту сферу общественной действительности, придавая ей более высокий смысл и возводя социальные связи на уровень этических ценностей».

А.Я.Гуревич «Категории средневековой культуры» (выдержки).

Подробнее
 

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, наиболее почитаемая из хранящихся в России православных икон, шедевр византийской живописи.

Согласно церковному преданию, была написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал Иисус с Марией и Иосифом. Принесенная из Иерусалима в Константинополь в середине V в., при императоре Феодосии, икона в первой половине XII в. была привезена из Константинополя в Киев как дар патриарха Константинопольского великому князю Юрию Долгорукому. В 1155 г. сын Юрия, Андрей Боголюбский, взял святыню с собой в северо-восточные земли, поместив ее сначала в Боголюбове, а затем во Владимире.

Подробнее
 

ВОЛАПЮК

ВОЛАПЮК – первая, пользовавшаяся успехом попытка создать всемирный искусственный язык. Творец волапюка, католический священник Шлейер, составил словарь главным образом из английских слов, переделанных по известному принципу, и построил грамматику. Возник волапюк в самом конце 70-х годов XIX века. Ныне он – достояние истории.

Подробнее
 

ГОДУНОВ БОРИС

ГОДУНОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ (ок. 1552–1605) – боярин, фактический правитель Московского государства 1584–1598, русский царь в 1598–1605, с именем которого связывают начало Смутного времени.

Подробнее
 

ГУСАР

ГУСАР. Гусары появились в Венгрии во второй половине XV века, когда победитель турок король Матьяш Корш (Матвей Корвин) ввел подать – сбор средств на каждого двадцатого из списков дворян, которые должны были нести службу в армии. В начале XVI в., когда гусары появились в Польше, это были выходцы из Венгрии и Сербии. Первоначально гусары были легкой кавалерией и доспехов не носили. Поверх венгерского кафтана с шнурами-петлицами на груди набрасывался меховой плащ (мантия). Иногда плащ заменяла волчья, медвежья или леопардовая шкура. На голове носили фетровые или меховые шапки, украшенные перьями, венгерские шапочки-«магерки» или металлический шлем-шишак. Обувью служили низкие желтые (иногда красные) сапоги. К щитам особой формы иногда прибивали декоративные крылья из перьев диких птиц (по образцу турецких «дели»). Вооружены гусары были длинными копьями (пиками), саблей и могли иметь лук.

Подробнее
 

ДЕЛАГАРДИ

ДЕЛАГАРДИ – дворянская фамилия, родом из Лангедока.

Якоб Понтус Делагарди (1583–1652), прославился в Ливонской войне Карла с Сигизмундом; при защите Вольмара он был взят в плен и провел в польском плену 4 года. В 1605 г. перешел на службу к Морицу Оранскому, считавшемуся тогда лучшим представителем военного искусства. Здесь он настолько отличился, что Генрих IV стал звать его на французскую службу, но Делагарди предпочел вернуться в Швецию. Когда Шуйский обратился за помощью к Швеции для ведения военных действий протии в поляков Лжедмитрия II, Карл отправил к нему Делагарди.

Подробнее
 

ДЕРБЕНТ

ДЕРБЕНТ – портовый город на западном берегу Каспийского моря, расположен на отрогах Табасаранских гор и замыкает собой узкую береговую полосу, известную под названием Дербентского прохода; это единственный удобный естественный путь для прохода из Предкавказья в Закавказье. В древние времена здесь происходили постоянные передвижения народов; хазары долгое время отвоевывали у персидских Сасанидов этот проход, который по уничтожении сасанидской монархии перешел в руки арабов; полчища Тамерлана проникли через него в Предкавказье, где произошло столкновение их с ордой Тохтамыша.

Подробнее
 

ДЖИХАД

ДЖИХАД (от араб. глагола джахада – «прилагать усилия») – битва за веру. Джихад не входит в пять столпов ислама, но тем не менее, является религиозной обязанностью мусульманина. Впервые о джихаде говорится в мединских сурах, что вероятно связано с походами войск Мухаммеда против жителей Мекки (язычников) и иудеев, живших в оазисах, вокруг Медины. Таким образом, первоначально джихад толковался как борьба против немусульман. Теория джихада складывалась постепенно уже после смерти пророка в период завоевательных походов 632–751 гг. Первоначально юридические принципы джихада были сформулированы юристами династий Омейадов и Аббасидов.

Подробнее
 

ДОБРЫЙ ДЬЯВОЛ

Существует целая галерея образов не злокозненных чертей – от сынов печали и греха из апокрифической книги Еноха, где дьяволами стали изменившие небу ангелы, выбравшие любовь к дочерям человеческим, и до дурашливых и незадачливых чертей, отправлявшихся служить в монастырь (один из них в награду за службу попросил себе пеструю одежду с бубенчиками).

Подробнее
 

ДОМОСТРОЙ

Наш русский «ДОМОСТРОЙ» сложился не сразу. По предположениям филологов он бытовал сначала как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда Великого Новгорода, обрастал постепенно новыми наставлениями и советами.

Подробнее
 
1 страниц(а) из 4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА