Октябрь 2017
 

Словарь

 
   Количество строк:  

СААДИ

МУСЛИХАДИН АБУ МУХМАМЕД АБДАЛЛАХ ибн МУШРИФ (1203/10–1292) – персидский поэт-классик, автор произведений в жанре мудрых рассуждений, ставших образцом этого популярного направления в персидской классической литературе.

Родился в Ширазе (совр. Иран) в начале 13 в.Учился в Багдаде в медресе «Низамийе». В течение 30 лет (1226–1255) путешествовал по мусульманским странам – от Индии до Марокко. Некоторое время был пленником крестоносцев в Триполи. По возвращении в Шираз в 1256 г. Саади стал вести уединенную жизнь, посвятив себя литературному творчеству. В течение двух лет он создал прославившие его в веках произведения «Бустан» (1257) и «Гулистан» (1258).

Подробнее
 

САЛАХ АД-ДИН

САЛАХ ад-ДИН ЮСУФ ибн АЙЮБ, в европейских источниках: Саладин, 1138–1193, полководец и правитель Египта, основатель династии Айюбидов. По происхождению курд. Родился в Тикрите (Ирак), сын Айюба ибн Шади, приближенного и военачальника мосульско-сирийских султанов Зенги и его сына Нур ад-Дина. Получил образование в Дамаске, одном из центров исламской науки. В 1164 г. Салах ад-Дин участвовал в египетском походе под командованием своего дяди Ширку, отправленного Нур ад-Дином на помощь изгнанному из Египта фатимидскому визирю Шеваре ибн Муджира, руководил гарнизоном Александрии. После разрыва с Шеварой и отражения призванных им крестоносцев и византийцев Ширку стал визирем при фатимидском халифе, оставаясь в подчинении у Нур ад-Дина. После смерти дяди в мае 1169 г. правителем Египта стал Салах ад-Дин. Он создал боеспособную армию из тюркских рабов-мамлюков, включавшую конных лучников и копейщиков. Внутренняя политика Салах ад-Дина характеризовалась развитием военно-ленной системы (икта) и некоторым снижением налогов.

Подробнее
 

СВЯТОЙ АВГУСТИН

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (354–430), учитель церкви. Родился 13 ноября 354 г. в римской провинции Нумидия (современный Сук-Арас в Алжире), в Тагасте, небольшом городке в 240 км к юго-западу от Карфагена. Его отец, римский гражданин Патриций, был мелким землевладельцем. Мать, Моника, была ревностной христианкой, и ее настойчивость в конце концов привела мужа-язычника к принятию крещения незадолго до его смерти в 370 г. Августин еще в детстве усвоил некоторые религиозные представления, однако родители были озабочены главным образом его будущей светской карьерой и приложили все силы к тому, чтобы обеспечить ему гуманитарное образование, открывавшее путь к карьере учителя, юриста или правительственного чиновника. В отрочестве Августин не обнаруживал склонности к греческому языку, глубоких познаний в котором он так и не приобрел, однако был покорен латинской литературой и вскоре выказал значительные успехи в риторике и публичном красноречии. По окончании начальной школы в Тагасте его отправили учиться в Мадавру, ближайший культурный центр. Осенью 370 г. благодаря щедрости жившего в Тагасте друга семьи Романиана он получил возможность на три года отправиться на учение в Карфаген.

Подробнее
 

СВЯТОЙ ИЕРОНИМ

ЕВСЕВИЙ ИЕРОНИМ СОФРОНИЙ (ок.341-420),  отец Церкви.
Иероним родился в Стридоне, на границе Далмации и Паннонии. Отец Иеронима, Евсевий, был довольно богат и дал сыну хорошее образование, которое тот завершил в Риме у грамматика Доната (Донатуса). Его литературное наследие ярко свидетельствует о том, насколько хорошо он изучал риторику. Рим с его легкомысленными нравами того времени подверг испытанию Иеронима, однако твердые нравственные принципы, усвоенные им в семье, помогли ему устоять перед многими соблазнами.

Подробнее
 

СМЕХ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ

Отношение христианства вообще и православия в частности к смеху не было вполне однозначным. Но в православии всегда преобладала та линия, которая считала смех греховным. Еще Иоанн Златоуст заметил, что в Евангелии Христос никогда не смеется. В XV–XVII вв., в эпоху расцвета юродства, официальная культура отрицала смех, запрещала его как нечто недостойное христианина. Димитрий Ростовский прямо предписывал пастве: если уж случится в жизни очень веселая минута, не смеяться громко, а только «осклабиться» (это предписание заимствовано из Книги Иисуса, сына Сирахова: «Буй в смехе возносит глас свой; муж разумный едва осклабится…»

Подробнее
 

СТРАШНЫЙ СУД

СТРАШНЫЙ СУД. «Заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом, вселенский суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время второго пришествия над живыми и мертвыми, воскрешаемыми во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду (Мф XXV, 1–13, 31–33). Иконография Страшного суда складывается в византийском искусстве в XI–XII вв. Традиционный вариант этой композиции включает в себя большое количество изображений, которые можно сгруппировать по трем темам: 1) второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными 2) обновление мира 3) торжество праведников в небесном Иерусалиме. Изображение Страшного суда входит в систему росписи византийского и древнерусского храма и располагается, как правило, на западной стене» (Иллюстрированный словарь по иконописи).

Подробнее
 

СЮЗЕРЕН И ВАССАЛ

а). СЮЗЕРЕН (от лат «старший») - в Западной Европе в средние века крупный феодал, верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. Власть сюзерена была основана на пожаловании им вассалу феода (земельного владения).

Подробнее
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА