Декабрь 2017
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 
Алфавитная навигация
 
 
 

Словарь

 
   Количество строк:  

ЕЛИЗАВЕТА I АНГЛИЙСКАЯ

ЕЛИЗАВЕТА I АНГЛИЙСКАЯ. Время правления королевы Елизаветы I (1533–1603) в Англии называют «Золотым веком». Отцом Елизаветы был король Генрих VIII, матерью – Анна Болейн, фрейлина первой жены Генриха, Екатерины Арагонской. Чтобы жениться на Анне, король развелся с Екатериной и вышел из подчинения папской власти, провозгласив себя в 1534 г. главой английской церкви. В мае 1536 г. Анна Болейн была казнена по обвинению в прелюбодеянии, хотя ее трагический конец объясняется главным образом тем, что она не смогла родить Генриху сына, который стал бы наследником престола. Между смертью отца в 1547 г. и собственным восшествием на престол в 1558 г. Елизавете пришлось претерпеть тяжкие испытания, наложившие отпечаток на ее характер. В правление своего единокровного брата Эдуарда VI (1547–1553) она была невольно вовлечена в заговор лорда Сеймура. Лорда-адмирал Томас Сеймур вынашивал планы женитьбы на Елизавете. Его заподозрили в подготовке государственного переворота, и в январе 1549 г. он был взят под стражу. В правление Марии Тюдор (Марии I), единокровной сестры Елизаветы (1553–1558), над Елизаветой нависла еще более серьезная угроза. Мария не могла забыть позор, пережитый ею во время развода Генриха с ее матерью Екатериной. Она была фанатичной католичкой с происпанскими симпатиями, была подозрительна и настроена враждебно по отношению к дочери Анны Болейн. Заняв престол, она вышла замуж за Филиппа, наследника испанского престола, что породило множество заговоров, главным из которых было восстание Томаса Уайета в январе 1554 г. Хотя внешне Елизавета покорилась вновь введенной католической религии, протестанты стали связывать с ней надежды на успех своего дела, и поэтому само ее существование представляло угрозу для Марии. После восстания Уайета Елизавета была арестована и помещена в Тауэр, где провела два месяца, а затем в течение года содержалась под пристальным надзором в Вудстоке (близ Оксфорда). Елизавета взошла на престол 17 ноября 1558 г. Государственные деятели и парламент были серьезно озабочены проблемой протестантского будущего страны, поскольку Елизавета была последней представительницей династии Тюдоров. Протестанты были полны решимости не допустить на престол католичку, шотландскую королеву Марию Стюарт, имевшую права на английскую корону. Как собственный выбор, так и политические соображения привели к тому, что Елизавета осталась Королевой-Девственницей и никак не решала вопрос о престолонаследии. Долголетнее, почти 45-летнее царствование подтвердило ее правоту, но на первых порах упрямство королевы приводило к изъявлениям неудовольствия со стороны ее советников. Правление Елизаветы было одним из наиболее динамичных периодов в английской истории. Протестанты с самого начала считали, что ее сохранило само Провидение. По мере того как правление Елизаветы сталкивалось со все большими внутренними и внешними опасностями, любовь народа к королеве возрастала и перешла в настоящий культ. Елизавета умерла в Ричмондском дворце (ныне в Лондоне) 24 марта 1603 г.; вероятно, в последний момент она назвала или указала на шотландского короля Якова VI как на своего преемника. (По материалам энциклопедии «Кругосвет»).

Подробнее
 

ЖИТИЕ

ЖИТИЕ – одна из основных форм церковной словесности, изображающая подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых Церковью святыми. Истоки житий как литературного жанра лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах энкомия (то есть похвального слова – как правило, заупокойного) и биографии («Жизнеописания» Плутарха, I в.). Однако вся содержательная сторона агиографии складывается под прямым влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь впервые задается Прообраз (Иисус Христос), на путь которого будут ориентироваться святые Христианской Церкви, и, кроме того, дается эталон страданий за Христа. Самой высшей формой святости становится мученичество, а одним из главных жанров житий – мартирий (от греч. martys – свидетель), рассказ о том, как христиане засвидетельствовали свою верность Христу собственной кровью и мученической смертью. На наиболее раннем этапе истории христианства, в I – нач. IV вв. н.э., когда в Римской империи его апологеты подвергались периодическим жестоким гонениям, в Церкви святость считалась принадлежностью всего «народа Божия», всех христиан, участвующих в таинствах. В то время еще не выработался институт канонизации, официального причисления к лику святых отдельных подвижников. Однако уже тогда начинается особое почитание и поминание за богослужением тех, чья причастность Богу обнаружилась еще в земной жизни. К таким причислялись, прежде всего, мученики.

Подробнее
 

ЗАПРЕТ НА ИЗОБРАЖЕНИЯ В ИСЛАМЕ

Единственная фраза, в которой можно усмотреть хоть какое-то ограничение изобразительной деятельности мусульманина, (в Коране) – это аят 92 суры 5, где говорится о языческих жертвенниках (ал-ансаб), которые, кстати, далеко не всегда имели форму человекоподобных идолов. Более того, широко известно, что в период раннего ислама, когда формировались коранические тексты, да и позднее, у арабов были в широком употреблении самые различные предметы с изображениями людей, зверей, птиц и рыб. Из хадисов мы знаем, что у самого Мухаммада было множество личных вещей, украшенных сюжетными изображениями.

Подробнее
 

ИБН РУШД, АБУ АЛ-ВАЛИД МУХАММАД ИБН АХМАД

Ибн РУШД, АБУ АЛ-ВАЛИД МУХАММАД ибн АХМАД (лат. Аверроэс, 1126–1198), арабоязычный философ-перипатетик. Родился в Кордове в 1126 г. Принадлежал к семейству потомственных кади. С ранних лет изучал теологию, право и арабскую литературу, позже – медицину и античную философию.

Практически всю жизнь Ибн Рушд находился в фаворе, будучи кади и придворным врачом. Однако в 1195 г. его постигла опала, о причинах которой существуют разные версии, а сочинения его были сожжены. Через некоторое время опала была снята, Ибн Рушд вернулся из ссылки, однако здоровье его было подорвано. Умер Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) 10 декабря 1198 г., захоронен был в Кордове.

Подробнее
 

ИБН СИНА, АБУ АЛИ

Ибн СИНА, АБУ АЛИ (лат. Авиценна, 980–1037), ученый-энциклопедист, врач, философ. Родился в Афшане близ Бухары 16 августа 980. Отец Ибн Сины, бухарский чиновник, выходец из Балха, в то время столицы греко-бактрийского царства, дал сыну систематическое домашнее образование, пробудив в нем в ранние годы тягу к знаниям. Вскоре Абу Али превзошел своих учителей и начал самостоятельное изучение физики, метафизики и медицины, обратившись к трудам Евклида, Птолемея и Аристотеля. Если «Начала» Евклида и «Алмагест» Птолемея не доставляли юному Ибн Сине больших трудностей, то Аристотелева «Метафизика» потребовала от него немалых усилий. До сорока раз принимался он за чтение, но не мог постигнуть глубины ее содержания, пока не натолкнулся у книготорговца на сочинение ал-Фараби «О целях метафизики», комментария к труду Аристотеля. «Я вернулся домой, – рассказывает Ибн Сина в «Жизнеописании», – и поспешил ее прочесть, и тотчас же раскрылись для меня цели книги, так как я знал ее наизусть».

Подробнее
 

ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ

ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440–1505) – великий князь московский (с 1462). Родился 22 января 1440 г. в Москве. Отец – Василий II Темный, мать – Мария Ярославна, боровская княжна. В 1445 г. после ослепления отца во время борьбы за престолонаследие племянником Дмитрием Шемякой, Иван был отвезен в Переяславль-Залесский, затем в Углич, а оттуда вместе с матерью и отцом – в Тверь.

Подробнее
 

ИЕГУДА ГАЛЕВИ

ИЕГУДА ГАЛЕВИ (не позднее 1075– 1141), еврейский поэт и философ. Родился и провел детство в мусульманской Испании, в городе Тудела, получил разностороннее еврейское и арабское образование. Покинул в юности родной город, перебрался в Гранаду — в то время один из крупных еврейских культурных центров, — где завязал дружеские отношения с братьями Ибн Эзра и вошел в круг виднейших представителей так называемого золотого века еврейской культуры в мусульманской Испании.

Подробнее
 

ИНДУИЗМ или БРАХМАНСКАЯ ВЕРА

ИНДУИЗМ – основная религия Индии и одна из мировых религий.

Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бóльшая часть главных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад.

Подробнее
 

ИНКВИЗИЦИЯ

а).ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio – расследование), судебный институт католической церкви, предназначенный для выявления и искоренения «ересей».

Подробнее
 

ИНОКИНЯ МАРФА

ИНОКИНЯ МАРФА, в миру Ксения Ивановна – царица, мать царя Михаила Федоровича (умерла в 1631 г.). Дочь избранного в «тысячу» Грозного Ивана Васильевича Шестова, из захудалого, но «доброго» рода, Ксения Ивановна около 1585 г. вышла замуж за Федора, сына знатного боярина и царского родственника Никиты Романовича.

Подробнее
 

ИОАНН ДАМАСКИН

ИОАНН ДАМАСКИН (ок. 650 – ок. 750) – византийский богослов, проповедник и гимнограф, защитник иконопочитания, отец Церкви. Происходил из семьи знатных арабов-христиан (арабское имя семьи – Мансуры) в Дамаске. Отец Саргун ибн Мансур (в житиях – Сергий) был министром финансов при дворе халифа Абдумелеха. Сам Иоанн с раннего детства воспитывался вместе с будущим халифом Язидом; позднее работал с отцом по финансовому ведомству; по воцарении Язида стал при нем визирем. Когда константинопольский император Лев издал в 730 указ об уничтожении икон и всех священных изображений, Иоанн в том же году написал два трактата против иконоборчества («Три слова против порицающих св. иконы» – третий был издан несколько лет спустя), выступив первым защитником иконопочитания в литературе.

Подробнее
 

ИОСИФ ФЛАВИЙ

ИОСИФ ФЛАВИЙ (ок. 37 – ок. 100), еврейский историк и военачальник. Иосиф происходил из знатной семьи священнослужителей, в возрасте 19 лет присоединился к фарисеям и стал влиятельным человеком в Иудее. Около 64 г. побывал в Риме, желая добиться от Нерона освобождения нескольких знатных евреев. Мощь и культурное превосходство римлян произвели огромное впечатление на Иосифа.

Подробнее
 

ИСЛАМ

Основатель ислама Мохаммед «назвал свое учение «ислам», т. е. подчинение, смирение: это учение, по словам самого Мухаммеда, было последним и высшим откровением Божиим, и все исповедовавшие это учение, «мусульмане», или «правоверные», видели в нем продолжение закона Моисеева и последующего христианского учения. Свое представление о правоверных они понимают своеобразно; по их мнению, уже Авраам был мусульманином, верным слугой Аллаха, противником язычества, — и вот его веру, веру Авраама, восстановил Мухаммед.

Подробнее
 

КАРЛ СТАРШИЙ, ИЛИ МАРТЕЛЛ

КАРЛ СТАРШИЙ, ИЛИ МАРТЕЛЛ

а). КАРЛ МАРТЕЛЛ
За победу над арабами в битве при Пуатье (732 г.) получил прозвище Мартелл (от лат. Martellus, молот) — франкский майордом, незаконный сын Пипина Геристальского и Альпейды, род. около 688 г. После смерти Пипина (714) был заключен в тюрьму своей мачехой Плектрудой, которая видела в Карле опасного соперника для своих внуков и старалась особенно охранять интересы одного из них, Теодоальда (Теудальда), назначенного Пипином, несмотря на малолетство, майордомом Нейстрии.

Подробнее
 

КОРНИЛИЙ КОМЕЛЬСКИЙ

КОРНИЛИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (1455–1537), автор монастырского устава и книгописец. Основным источником биографических сведений о Корнилии служит его Житие, написанное в 1589 г. его учеником Нафанаилом Корнилиевским. Уроженец Ростова из рода Крюковых, Корнилий в молодые годы поселился в Москве и нес там службу дьяка при великой княгине Марии, жене Василия Темного. Княгининым дьяком был дядя Корнилия по отцу, Лукиан; он, надо полагать, и составил протекцию племяннику. Очевидно, Лукиан имел большое влияние на Корнилия, во всяком случае, когда некоторое время спустя дядя решил уйти в Кирилло-Белозерский монастырь и там постричься, племянник последовал его примеру; было Корнилию тогда 20 лет.

Подробнее
 

КРИСТИАН IV ДАТСКИЙ КОРОЛЬ

КРИСТИАН IV (Христиан, 1577–1648) – король Дании и Норвегии (1588–1648), сын Фридриха II.

На третьем году от роду Кристиан IV был официально признан наследником. Король лично составил план воспитания сына, обратив особенное внимание на устранение вредных влияний со стороны окружающих. Смерть короля-отца, когда Кристиану IV было только 11 лет, сильно повредила дальнейшему его воспитанию. Была назначена опека из четырех членов государственного совета. Датская дворянская партия, недовольная тем, что наследника воспитывает немец, добилась замены последнего датским дворянином. Это обострило отношения вдовствующей королевы (принцессы Мекленбургской) к государственному совету.

Подробнее
 

КРОВАВЫЙ НАВЕТ

а). КРОВАВЫЙ НАВЕТ, обвинение евреев в использовании человеческой крови в ритуальных целях. Впервые упоминание о ритуальном убийстве встречается уже в 1 в. в полемике Иосифа Флавия с Апионом, но вплоть до 12 в. подобные обвинения носили эпизодический характер. Никаких оснований для них не существует, в частности потому, что Библия запрещает евреям употребление крови, а пищевые запреты предписывают тщательное удаление крови из мяса. Кровавые наветы варьируются в деталях, но все они обычно связаны с еврейской Пасхой, поскольку евреи обвинялись в убийстве христианских младенцев и использовании их крови для приготовления мацы (пресного хлеба, употребляемого во время Пасхи).

Подробнее
 

ЛЖЕДМИТРИЙ I

ЛЖЕДМИТРИЙ I (? –1606) – авантюрист, самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, чудесно спасшегося сына, русский царь в 1605–1606 гг. По распространенной версии, сын галицкого дворянина Богдана Отрепьева Юшка (Юрий), который, отслужив в одном из московских приказов, в 1600 г. постригся в монахи под именем Григория. В 1601 г. обосновался в московском Чудовом монастыре, получил чин дьякона и стал келейником архимандрита Успенского собора Пафнутия, состоял при патриархе Иове «для книжного письма». Возможно, уже тогда выдавал себя за царевича Дмитрия, но не нашел поддержки. В 1602 г. бежал в Польшу, где обрел покровителя в лице кн. Адама Вишневецкого и Ежи (Юрия) Мнишека. Тайно перешёл в католичество.

Подробнее
 

ЛЮДОВИК IX

ЛЮДОВИК IX (СВЯТОЙ) – король Франции (1214–1270).

Родился 2 апреля 1214 г. в Пуасси, сын Людовика VIII, который умер в 1226 г.. Регентшей в первые годы правления малолетнего короля была его мать Бланка Кастильская. Это была властная женщина: она смирила феодальную смуту, подавила Альбигойскую ересь на юге страны. Людовик унаследовал от матери глубокую приверженность вере. Будучи способным политиком, он сознательно жертвовал государственными интересами Франции ради освобождения гроба Господня. Идея крестовых походов была уже не так популярна как раньше, но Людовик всеми силами стремился ее оживить.

Подробнее
 

МАЙОРДОМ

а). МАЙОРДОМ - (major domus, maire du palais), или палатный мэр — старший сановник дворца времен Меровингов. В связи с ослаблением королевской власти династии Меровингов в середине VII ст. начинает приобретать особенную силу должность М. Трудно определить первоначальное значение этой должности. Мнение, что майордомы заведовали королевскими имуществами, раздачей бенефиций и ленов дружинникам — отвергнуто, так как при Меровингах не было раздачи земель в условное владение. По другому мнению, майордом — начальник королевского двора, заменявший короля во время его отсутствия. Всего вероятнее, что майордом был исполнителем обязанностей прежнего сенешаля, который заведовал всеми королевскими чиновниками и дворцовым хозяйством («министр двора»). Постепенно должность сенешаля получила большое значение, и он стал называться majordomus regiae.

Подробнее
 
2 страниц(а) из 4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА