Сентябрь 2017
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 
Алфавитная навигация
 
 
 

Словарь

 
   Количество строк:  

МЕККА

МЕККА – город в Саудовской Аравии, административный и торговый центр области Хиджаз. Родина Мухаммеда, основателя ислама, главное место паломничества мусульман.

До Мухаммеда достоверных исторических сведений о Мекке не было, хотя, возможно именно о ней под именем Макораба рассказывает Птолемей в «Географии» (2 в. н.э.) В 5–6 вв. она была важным перекрестком торговых путей, по которым к средиземноморским берегам доставляли специи и благовония, драгоценные камни и металлы, кожи и слоновую кость из Аравии, Индии и Африки. Через Мекку ехали купцы, направляясь из Вавилонии и Ирана в Йемен, к берегам Индийского океана и Красного моря. В конце 6 в. отношения между Ираном и Византией были напряженными, и купцы, не желавшие попасть на территорию военных действий, стали искать новые маршруты и новые места для торговли. Постепенно теряла свое значение Пальмира (древний Тадмор) и Хира на севере Ирака. Смещение торговых путей к югу принесло временное преимущество Мекке. Она стала пунктом, связывающим континентальные районы Азии с югом Аравии и африканским побережьем. Это предопределило знакомство жителей древней Мекки с культурой и религиозными верованиями народов этих районов.

Подробнее
 

МНИШЕК МАРИНА

 

МАРИНА МНИШЕК (по-польски, Марианна) – дочь сандомирского воеводы Юрия (Ежи) Мнишка, жена Лжедимитрия I. Ее знакомство, а также помолвка с Лжедимитрием произошло около 1604 г. Быть женой неизвестного, некрасивого и к тому же бывшего холопа Марину Мнишек склонила родня и католические пастыри, надеявшиеся с ее помощью насаждать католичество в «Московии». При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков, предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого, в случае неудачи Лжедимитрия. В ноябре 1605 г. состоялось обручение Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя, а 3 мая 1606 г. она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву.
Подробнее
 

МУХАММЕД

Именно в Мекке, городе, расположенном среди наименее плодородной части Счастливой Аравии, в нескольких днях пути от Аравийского залива, в племени курайшитов, родился человек, которому суждено было ввести никому не ведомых арабов в ряд исторических наций. Это был Мухаммед (или Магомет), сын Абдаллаха (около 569 г. н. э.). Легенда всякого рода чудесами украсила его юность, протекавшую так, как обыкновенно у арабов. Рано осиротев, он рос в нужде у своего дяди Абу Талиба; его юность была богата сильными религиозными впечатлениями и побуждениями. В Мекке в могущественном племени курайшитов издавна существовал раздор между богатым аристократическим слоем и более бедным или менее знатным родом хашимитов.

Подробнее
 

НИКИТИН АФАНАСИЙ

НИКИТИН АФАНАСИЙ (умер в 1475) – тверской купец, путешественник, первым из европейцев посетивший в Индию (за четверть века до открытия пути в эту страну Васко да Гаммой. Год рождения А. Никитина неизвестен… Точная дата начала путешествия также не известна. В XIX в. И.И. Срезневский датировал его 1466–1472 гг., современные российские историки (В.Б. Перхавко, Л.С. Семенов) полагают точной дату 1468–1474 гг. Согласно их данным, караван из нескольких судов, объединивший русских торговцев, отправился из Твери по Волге летом 1468 г.

Подробнее
 

ОЛАФ СВЯТОЙ

 

а). ОЛАФ II НОРВЕЖСКИЙ (Олаф Святой, Олаф Харальдсон, ок. 995–1030). Норвежский король, завершивший введение христианства в стране. После смерти был причислен к лику святых и стал почитаться как покровитель Норвегии. Опираясь на церковь, боролся за укрепление королевской власти, против родовой знати, которая стала на сторону датско-английского короля Кнуда I. В 1027 г. в союзе со Швецией напал на Данию, но потерпел поражение и в 1028 г. был вынужден бежать в Новгород. В это время норвежский престол занял Кнуд I. В 1030 г. попытался вернуть престол, но был убит в битве с дружиной норвежской родовой знати и бондов (крестьян).
Подробнее
 

ОРУЖЕНОСЕЦ

а). ОРУЖЕНОСЕЦ - звание, которое получали молодые дворяне, состоявшие при рыцарях; оно составляло переходную (после пажа) степень к получению звания рыцаря. О. повсюду сопровождал рыцаря и защищал его в бою, в котором нередко О. и сам принимал участие. На О. лежала забота об оружии рыцаря, которое находилось во время пути на руках его. О. называли также почетных лиц, носивших в торжественных церемониях государственные меч и щит, а иногда и знамя.

Подробнее
 

ПИСЬМА ИВАНА ГРОЗНОГО

Как у многих эмоциональных писателей, стиль Грозного сохранял следы устного мышления. Он писал – как говорил. Возможно, он диктовал свои послания. Отсюда не только следы устной речи в его писаниях, но и характерное для устной речи многословие, частые повторения мыслей и выражений, отступления и неожиданные переходы от одной темы к другой, вопросы и восклицания, постоянные обращения к читателю как к слушателю.

Подробнее
 

ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1578–1642) – князь, русский политический и военный деятель, боярин. Родился 1 ноября 1578 г. в с.Мугреево Суздальского уезда. Сын Михаила Федоровича Пожарского из рода князей Стародубских (происходивших от Всеволода Большое Гнездо). Службу начал в 1593 г. при дворе Федора Иоанновича, при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) – стольником. В 1610 г. назначен Василием Шуйским воеводой в Зарайск и получил 20 деревень. После низложения Шуйского присягнул польскому королевичу Владиславу, однако когда польский король Сигизмунд III стал претендовать на русский престол, вошел в Первое ополчение, руководимое П. Ляпуновым.

Подробнее
 

ПОРТРЕТ РУССКИЙ XVII в.

ПОРТРЕТ РУССКИЙ XVII в. Портретов русских деятелей XVII века сохранилось довольно много. Огромное большинство их написано иностранцами, но, конечно, среди них найдется несколько принадлежащих и русским ученикам какого-нибудь «немчина», хотя точно установить эти исключения пока нет возможности. Во всяком случае, их надо искать главным образом в конце XVII века, когда при Оружейной палате состояло несколько иностранцев, обязавшихся по контракту обучать русских «живописному мастерству»… Из общеизвестных ранних портретов назовем … портрет матери царя Михаила Феодоровича, Марфы Ивановны Романовой, работы малограмотного иностранного мастера, находящийся в Тверском музее. (И.Э. Грабарь. История русского искусства).

Подробнее
 

ПРЕПОДОБНЫЙ МАЛХ СИРИЙСКИЙ

ПРЕПОДОБНЫЙ МАЛХ был единственным сыном земледельца, жившего неподалеку от Антиохии Сирийской. По достижении совершеннолетия родители стали принуждать его жениться, но Малх тайно удалился из родительского дома и принял монашеский постриг в одном из монастырей, где проходил послушание в течение многих лет.

Подробнее
 

РОДРИГО ДИАС де ВИВАР

Кастильский идальго РОДРИГО ДИАС де ВИВАР (между 1026 и 1043-1099) стремился создать собственное феодальное владение и сыграл значительную роль в Реконкисте. Он сражался и против Леона, и против мавров. Под его руководством кастильцы нанесли решительное поражение Альморавидам, которые перед этим успели уже одержать ряд побед над королем Альфонсом VI. Войска Родриго взяли Валенсию (1094 г.) и ряд областей вокруг нее. Этим было остановлено дальнейшее продвижение Альморавидов в Испании.

Подробнее
 

РОМАНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

а). ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ
Мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких крайне печальных обстоятельствах, при каких избран был шестнадцатилетний Михаил Федорович. С двумя государствами: Польшей и Швецией, не окончена была война. Оба эти государства владели окраинами Московской державы и выставляли двух претендентов на московский престол-двух соперников новоизбранному царю.

Подробнее
 

РЫЦАРСКАЯ ЭКИПИРОВКА

Военная служба в оборонительной и наступательной войне требовала сложной экипировки рыцаря, которая была его собственной заботой и определялась размерами феода. Вассал мог быть полностью экипирован оборонительным и наступательным оружием (кольчуга, шлем, шпага, меч), боевым обученным конем, которые обеспечивали ему положение собственно воина (l'homme d'armes). Менее защищенные воины составляли легкую кавалерию. Принцип самообеспечения создавал трудности как для вассала, не всегда располагавшего достаточными материальными возможностями, так и для сеньора, поскольку хорошая экипировка была важным условием боеспособности армии.

Подробнее
 

РЫЦАРСКИЙ ЗАМОК

Первые замки появились в Западной Европе в IX–Х вв. Они представляли собой двухэтажную деревянную башню – донжон, в верхнем этаже которой жил феодал со своей семьей, а в нижнем – его приближенные. Замок обносился палисадом (или земляным валом с палисадом) и наружным рвом, через который перебрасывался мост.

Подробнее
 

РЫЦАРСКИЙ ОБЕТ

«Обеты, налагаемые рыцарским орденом, суть не что иное, как прочная коллективная форма индивидуального рыцарского обета совершить тот или иной подвиг. Пожалуй, именно здесь основы рыцарского идеала в их взаимосвязи постигаются наилучшим образом. Тот, кто мог бы счесть простым совпадением близость к примитивным обычаям таких вещей, как посвящение в рыцари, рыцарские ордена, турниры, обнаружит в церемонии принятия рыцарского обета черты варварского характера с такой наглядностью, что малейшие сомнения тут же исчезнут…

Подробнее
 

РЫЦАРСКИЙ ЭТОС, ИЛИ НРАВСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР РЫЦАРЯ

а). ПРАВИЛА ГАЛАНТНОЙ ЛЮБВИ

Подробнее
 

СААДИ

МУСЛИХАДИН АБУ МУХМАМЕД АБДАЛЛАХ ибн МУШРИФ (1203/10–1292) – персидский поэт-классик, автор произведений в жанре мудрых рассуждений, ставших образцом этого популярного направления в персидской классической литературе.

Родился в Ширазе (совр. Иран) в начале 13 в.Учился в Багдаде в медресе «Низамийе». В течение 30 лет (1226–1255) путешествовал по мусульманским странам – от Индии до Марокко. Некоторое время был пленником крестоносцев в Триполи. По возвращении в Шираз в 1256 г. Саади стал вести уединенную жизнь, посвятив себя литературному творчеству. В течение двух лет он создал прославившие его в веках произведения «Бустан» (1257) и «Гулистан» (1258).

Подробнее
 

САЛАХ АД-ДИН

САЛАХ ад-ДИН ЮСУФ ибн АЙЮБ, в европейских источниках: Саладин, 1138–1193, полководец и правитель Египта, основатель династии Айюбидов. По происхождению курд. Родился в Тикрите (Ирак), сын Айюба ибн Шади, приближенного и военачальника мосульско-сирийских султанов Зенги и его сына Нур ад-Дина. Получил образование в Дамаске, одном из центров исламской науки. В 1164 г. Салах ад-Дин участвовал в египетском походе под командованием своего дяди Ширку, отправленного Нур ад-Дином на помощь изгнанному из Египта фатимидскому визирю Шеваре ибн Муджира, руководил гарнизоном Александрии. После разрыва с Шеварой и отражения призванных им крестоносцев и византийцев Ширку стал визирем при фатимидском халифе, оставаясь в подчинении у Нур ад-Дина. После смерти дяди в мае 1169 г. правителем Египта стал Салах ад-Дин. Он создал боеспособную армию из тюркских рабов-мамлюков, включавшую конных лучников и копейщиков. Внутренняя политика Салах ад-Дина характеризовалась развитием военно-ленной системы (икта) и некоторым снижением налогов.

Подробнее
 

СВЯТОЙ АВГУСТИН

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (354–430), учитель церкви. Родился 13 ноября 354 г. в римской провинции Нумидия (современный Сук-Арас в Алжире), в Тагасте, небольшом городке в 240 км к юго-западу от Карфагена. Его отец, римский гражданин Патриций, был мелким землевладельцем. Мать, Моника, была ревностной христианкой, и ее настойчивость в конце концов привела мужа-язычника к принятию крещения незадолго до его смерти в 370 г. Августин еще в детстве усвоил некоторые религиозные представления, однако родители были озабочены главным образом его будущей светской карьерой и приложили все силы к тому, чтобы обеспечить ему гуманитарное образование, открывавшее путь к карьере учителя, юриста или правительственного чиновника. В отрочестве Августин не обнаруживал склонности к греческому языку, глубоких познаний в котором он так и не приобрел, однако был покорен латинской литературой и вскоре выказал значительные успехи в риторике и публичном красноречии. По окончании начальной школы в Тагасте его отправили учиться в Мадавру, ближайший культурный центр. Осенью 370 г. благодаря щедрости жившего в Тагасте друга семьи Романиана он получил возможность на три года отправиться на учение в Карфаген.

Подробнее
 

СВЯТОЙ ИЕРОНИМ

ЕВСЕВИЙ ИЕРОНИМ СОФРОНИЙ (ок.341-420),  отец Церкви.
Иероним родился в Стридоне, на границе Далмации и Паннонии. Отец Иеронима, Евсевий, был довольно богат и дал сыну хорошее образование, которое тот завершил в Риме у грамматика Доната (Донатуса). Его литературное наследие ярко свидетельствует о том, насколько хорошо он изучал риторику. Рим с его легкомысленными нравами того времени подверг испытанию Иеронима, однако твердые нравственные принципы, усвоенные им в семье, помогли ему устоять перед многими соблазнами.

Подробнее
 
3 страниц(а) из 4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА