Декабрь 2017
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 
Алфавитная навигация
 
 
 

Словарь

 
   Количество строк:  

СМЕХ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ

Отношение христианства вообще и православия в частности к смеху не было вполне однозначным. Но в православии всегда преобладала та линия, которая считала смех греховным. Еще Иоанн Златоуст заметил, что в Евангелии Христос никогда не смеется. В XV–XVII вв., в эпоху расцвета юродства, официальная культура отрицала смех, запрещала его как нечто недостойное христианина. Димитрий Ростовский прямо предписывал пастве: если уж случится в жизни очень веселая минута, не смеяться громко, а только «осклабиться» (это предписание заимствовано из Книги Иисуса, сына Сирахова: «Буй в смехе возносит глас свой; муж разумный едва осклабится…»

Подробнее
 

СТРАШНЫЙ СУД

СТРАШНЫЙ СУД. «Заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом, вселенский суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время второго пришествия над живыми и мертвыми, воскрешаемыми во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду (Мф XXV, 1–13, 31–33). Иконография Страшного суда складывается в византийском искусстве в XI–XII вв. Традиционный вариант этой композиции включает в себя большое количество изображений, которые можно сгруппировать по трем темам: 1) второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными 2) обновление мира 3) торжество праведников в небесном Иерусалиме. Изображение Страшного суда входит в систему росписи византийского и древнерусского храма и располагается, как правило, на западной стене» (Иллюстрированный словарь по иконописи).

Подробнее
 

СЮЗЕРЕН И ВАССАЛ

а). СЮЗЕРЕН (от лат «старший») - в Западной Европе в средние века крупный феодал, верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. Власть сюзерена была основана на пожаловании им вассалу феода (земельного владения).

Подробнее
 

ТИТУЛЯРНИК

ТИТУЛЯРНИК – справочная книга, содержащая перечень титулов русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей. «Титулярники» составлялись с конца XV до начала XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке (с середины XVI в. – в Посольском приказе, с 20-х годов XVIII в. – в Коллегии иностранных дел). В 1672 году был изготовлен в трех экземплярах «Царский Титулярник» – «Большая государева книга, или Корень российских государей». Кроме обычного перечисления титулов, он содержал краткие сведения по русской истории, портреты русских князей и царей, восточных и русских патриархов и иностранных государей, а также изображения гербов и печатей. Его оформили лучшие художники и золотописцы Оружейной палаты и Посольского приказа (Большая советская энциклопедия).

Подробнее
 

ТРУБЕЦКОЙ ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

ТРУБЕЦКОЙ ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (?-1625), политический и военный деятель XVII в., князь, боярин. Впервые упомянут в декабре 1608 г., когда после боя на Ходынке «отъехал» в Тушинский лагерь. Получил от Лжедмитрия II сан боярина. После убийства Лжедмитрия II возглавил в Калуге отряды южного провинциального дворянства и казачества. В феврале 1611 г. вступил в переговоры с П. Ляпуновым об организации первого ополчения и стал одним из его руководителей. После раскола ополчения (июнь 1611) остался вместе с И.М. Заруцким под Москвой во главе т.н. подмосковных таборов, которые блокировали польский гарнизон. Во время приближения передовых отрядов Второго ополчения к Москве Трубецкой со своими отрядами оставался под Москвой, а И.М. Заруцкий ушел на юг. В битве с Ходкевичем (август 1612) войска Трубецкого приняли участие помимо его желания. В конце сентября произошло слияние войск Второго ополчения и отрядов Трубецкого, который совместно с кн. Д.М. Пожарским практически возглавил временное русское правительство. На Земском Соборе 1613 г. имя Трубецкого называлось в качестве одного из претендентов на русский престол. После 1613 г. активной политической роли не играл.

Подробнее
 

УБИЙСТВО ТОМАСА БЕКЕТА

Вот как описывает убийство архиепископа Кентерберийского историк Джон Батлер: «В полдень 29 декабря 1170 года четверо рыцарей, приближенных короля, прошли во дворец архиепископа. Бекет разговаривал с клириками. Придворные начали обвинять его в том, что он отлучил королевских советников без разрешения короля, ссора шла несколько часов.

Подробнее
 

ФЕДОР ИОАННОВИЧ

ФЕДОР ИОАННОВИЧ (1557–1598) – русский царь (1584–1598), последний представитель династии Рюриковичей. Родился 31 мая 1557 г., второй сын царя Ивана IV Грозного и его первой жены – Анастасии Романовой. Физически слабый, отличался глубокой религиозностью, любил длительные церковные службы и даже пел на клиросе. В 1580 г. по выбору Ивана женился на Ирине Годуновой. В 1582 г., после убийства отцом его старшего брата, Федор официально провозглашен наследником престола. Перед смертью Иван поручил попечительство над Федором т.н. Регентскому совету из пяти человек, куда входили, в частности, дядя Федора Никита Романович и его шурин Борис Годунов.

Подробнее
 

ФЕДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ФЕДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ является списком с чудотворной иконы Богоматерь Феодоровская из Успенского собора в Костроме. Согласно «Сказанию», составленному не позднее XVII в., икона в 1239 году была перенесена из разоренного татарами Городца на Волге в Кострому великомучеником Феодором Стратилатом (отсюда и название иконы). Икона явилась во время охоты в лесу Костромскому князю Василию Георгиевичу, называемому Квашня, который увидел икону, стоящую на сосне. По преданию, жители Костромы видели, как эту самую икону нес через город воин, ликом походящий на св. Феодора Стратилата. При нашествии татар Богоматерь Феодоровская ослепила вражеское войско и тем самым даровала победу князю Василию в битве на Святом озере. С XVII в. история иконы тесно связана с династией Романовых. С иконой в руках архиепископ Феодорит и послы Земского собора просили Михаила Романова принять московский престол. 14 марта 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре инокиня Марфа благословила перед этой иконой своего сына на царство. Отсюда – второе имя иконы – Феодоровская-Костромская. Празднование иконе Богоматерь Феодоровская было установлено 14 марта (День согласия Михаила Федоровича занять престол) и 15, 16 августа на месте явления иконы. Благодаря царской династии, икона приобрела общероссийское почитание. По иконографии Богоматерь Феодоровская близка к Владимирской. Ее важнейшей особенностью является обнаженная левая ножка младенца Христа. Не исключено, что эта деталь была и на иконе «Богоматерь Владимирская» до ее поновления в XV в.

Подробнее
 

ФИЛАРЕТ

ФИЛАРЕТ (в миру Федор Никитич Романов, ок. 1554/1555–1633), патриарх Московский и всея Руси, церковный и государственный деятель, одна из ведущих политических фигур Смутного времени, отец первого царя из рода Романовых.

Подробнее
 

ФРАНКИ

а). ФРАНКИ - группа германских племен (хамавы, бруктеры, усибеты, тенктеры, сугамбры и др.), основавших в эпоху раннего Средневековья Францию и Германию. Первоначально населяли низовья Рейна. Подразделялись на две группы: салические, которые обитали вблизи моря, и рипуарские, жившие выше по берегам Рейна. В середине 4 в. франки стали федератами римлян: салическим франкам была отведена территория в междуречье Мааса и Шельды, а рипуарским – между Маасом и Рейном.

В отличие от прочих германских племен, франки не покидали насиженных мест, а стали расширять свои владения – как на запад, на территорию Галлии, так и на восток, в глубь Германии. Начало их завоевательным походам положил король салических франков Хлодвиг I (правил в 481–511), который сплотил франков в единое королевство и распространил границы своей державы до Пиренеев, уничтожив остатки римской империи в Галлии и оттеснив бургундов и вестготов. Около 498 г. Хлодвиг вместе с 3 тысячами своих дружинников принял правоверное христианство, что обеспечило ему поддержку духовенства и галло-римского населения в борьбе против других германских племен, которые в своем большинстве исповедовали арианство. Постепенно власть франков распространилась на долину Роны и центральную Германию.

Подробнее
 

ХАЙЯМ, ОМАР

ГИЯС ад-ДИН АБУЛЬ ФАТХ ОМАР ибн ИБРАХИМ ХАЙЯМ НИШАПУРИ (1048–1123) – всемирно известный классик персидско-таджикской поэзии, ученый, математик, астроном, поэт и философ. Писал на арабском и персидском языках. Согласно сохранившемуся гороскопу Омара Хайяма, он родился 18 мая 1048 г. в Нишапуре, предположительно в семье ремесленников. По-видимому, его отец располагал достаточными средствами, чтобы сын мог учиться сначала в медресе Нишапура, аристократическом учебном заведении, готовящем крупных чиновников для государственной службы, затем в медресе Балхи и Самарканда, где в основном занимался философией и математикой. Первый научный трактат Хайяма «Проблемы арифметики» не сохранился, по косвенным свидетельствам его тема – извлечение корня и правило разложения натуральной степени двучлена, известного как бином Ньютона.

Подробнее
 

ХЛОДВИГ

а). ХЛОДВИГ (465–511), король франков, из рода Меровингов, наследовал отцу Хильдерику как король салических франков в Бельгии. После победы при Суассоне над римским полководцем Сиагрием в 486 г. приобрел область по реке Сене, в 436 г. разбил алеманнов, с тремя тысячами франков перешел в Реймсе в христианство, в 507 г. отнял у вестготов область по реке Гаронне, объединил всех франков.

Подробнее
 

ХРАМ

ХРАМ (древнеевр. «бет ха-микдаш»), в еврейской истории название двух сменивших друг друга главных святилищ древних евреев. Первый храм, обстоятельно описанный в Библии (3 Цар 6-7; 2 Пар 2-4), был возведен Соломоном в Иерусалиме, на участке, ранее приобретенном Давидом, его отцом (2 Цар 24:18-25). Заключив союз с Хирамом, царем Тира, Соломон получил возможность привлечь финикийских художников и строителей, а также доставить в Иерусалим необходимые материалы. Семь лет труда увенчались созданием величественного сооружения. Согласно библейской традиции, Храм Соломона стал местом богослужения евреев, заменив скинию. Скиния, подробно описанная в Книге Исхода (25-28; 30-31; 35-39), служила передвижным святилищем евреев во время их пребывания в пустыне. После вступления евреев в Ханаан она была размещена в Шил  (Силоме). В устройстве скинии и Храма много общего; традиционно считается, что Храм создавался по образцу скинии.

Подробнее
 

ШАХАДА

Для принятия мусульманства необходимо совершить омовение и произнести ШАХАДУ (арабское слово, обозначающее «свидетельство») – исламский Символ веры, свидетельствующий веру в единого Бога (Аллаха), и пророческую миссию Мухаммеда. Текст шахады: «Нет Бога, кроме Бога, и Мухаммед посланник Бога».

Подробнее
 

ШЕМАХА или ШИРВАНСКОЕ ХАНСТВО

ШИРВАНСКОЕ ХАНСТВО находилось в области Бакинской губернии и соседних округов (территория современного Азербайджана). Было известно еще в Сасанидскую эпоху как вассальное владение Хосроев, с особой династией «ширван-шахов». Арабы, завоевав Ширванское ханство вместе с прочей Персией в VII в., оставили в Ширванском ханстве его старую туземную династию.

Подробнее
 

ШУЙСКИЙ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

ВАСИЛИЙ IV ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (1552–1612) – политический деятель эпохи Смуты, русский царь в 1606–1610 гг.

Происходил из рода суздальских князей Шуйских, потомков брата князя Александра Невского, Андрея II Ярославича. Отец его служил воеводой в русском войске и погиб в битве со шведами у крепости Лоде в 1573 г.. Современники свидетельствуют, что по духу и по характеру Василий Шуйский олицетворял свойства старого русского быта: был лишен предприимчивости, был тем не менее хитер, терпелив и стоек в достижении амбициозных политических целей.

Подробнее
 

ЭРИК XIV

ЭРИК XIV (1533–1577) – король Швеции, годы правления 1560–1568.

Эрик был образованным человеком с артистическими задатками, но уже в ранние годы его правления у него обнаружились признаки душевного расстройства. В 1567 г. разум Эрика «на время помутился». Однажды в мае 1567 г. король посетил нескольких дворян, заключенных в замке Упсала по обвинению в государственной измене, и стал просить их о прощении за ложные обвинения. Затем Эрик удалился, но потом неожиданно вернулся и собственноручно убил одного из знатных дворян, приказав своим телохранителям расправиться с остальными заключенными.

Подробнее
 

ЮРОДСТВО

а). ЮРОДИВЫЕ – «Христа ради юродивый», или «блаженный» – человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму.

Подробнее
 

ЮХАН III

ЮХАН III. Юхан III (1537–1592), король Швеции, сын Густава I. В 19 лет отец сделал его герцогом Финляндии, что дало Юхану возможность вести независимую политику. В 1563 г. король Эрик XIV, единокровный старший брат Юхана, взял его и его жену Екатерину под стражу по подозрению в организации заговора с целью восстановления в Швеции католической монархии. В заговоре якобы участвовал также польский король Сигизмунд II Август, шурин Юхана. В 1567 г. Юхан с женой были освобождены. В 1568 г. Юхан вместе с братом Карлом (впоследствии король Карл IX) добились низвержения Эрика, после чего Юхана избрали королем. Подписанием Штеттинского мира завершилась Северная семилетняя война (1563–1570) с Данией. Юхан III – первый шведский король, политику которого можно назвать в полном смысле европейской: его интересы распространялись на всю систему государств континента. Тем не менее его финансовые возможности были ограничены, ему недоставало настойчивости и способности к решительным действиям. Среди политических задач Юхана было установление вместе с Польшей контроля над российской торговлей. Сын Юхана и Екатерины Сигизмунд был избран польским королем (как Сигизмунд III) в 1586 г. Юхан укрепил также власть Швеции в Эстляндии и в 1581 г. захватил Ингерманланд (Ижорскую землю). Всесторонняя реорганизация церкви, которую Юхан предпринял после восшествия на трон, чтобы достичь некоего синтеза между протестантизмом и католицизмом, привела к серьезным противоречиям с большинством шведского духовенства. Против него выступила также знать и брат Карл, убежденный протестант. Переговоры о воссоединении шведской церкви с Римом, деятельность иезуитов в Швеции, все более жесткое отношение Юхана к клерикальной оппозиции, – все это в конечном счете привело лишь к усилению последней. После смерти Юхана, последовавшей в Стокгольме 17 ноября 1592 г., религиозная программа короля была полностью отброшена. Юхан известен также широкими эстетическими и художественными интересами. Зодчество стало для него «высочайшей отрадой», а архитектура его эпохи именуется в его честь ренессансом Юхана III. (По материалам энциклопедии «Кругосвет»).

Подробнее
 
4 страниц(а) из 4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА