Июнь 2017
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 
Алфавитная навигация
 
 
 
Email

АЛЬБИГОЙЦЫ И КАТАРЫ

 
Опубликовано 20.12.2010
 
 

АЛЬБИГОЙСТВО – аскетическое религиозное движение. Альбигойцы – христианская секта получившая широкое распространение в XII–XIII вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами (греч. katharos, «чистый») от названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься – освободиться от телесности и материальности. Альбигойцы утверждали сосуществование двух основополагающих начал – доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы.

Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь временный характер, ибо все души в конце концов спасутся. Христос, по их представлениям, никогда не обладал человеческой телесностью и в действительности не мог умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала.

Альбигойцы поощряли освобождение от тела, в частности через самоубийство. Они верили в перевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и другие продукты питания животного происхождения. Отрицая власть церкви и государства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому Завету, ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь.

Альбигойцы проводили различие между «совершенными» и просто верующими. Небольшое число «совершенных» придерживались обрядов древних катаров: духовное крещение посредством наложения рук, которое наделяет правом проповедовать новую религию; публичное исповедание грехов; воздержание от пищи, чтобы освободиться от власти телесности. Верующие становились членами секты лишь после обещания принять духовное крещение до конца жизни. Но совершение этого обряда они зачастую откладывали и лишь перед самой смертью прибегали к нему, дабы избежать греха.

Во главе альбигойцев стояла иерархия епископов, избиравшихся из числа «совершенных», и диаконов, отбиравшихся исключительно из числа верующих. По некоторым свидетельствам, в конце XII в. альбигойство пользовалось значительным влиянием во Франции.

Альбигойство впервые было подвергнуто осуждению на соборах в Тулузе (1119), затем в Реймсе (1148) и Вероне (1184), а также на III и IV Латеранских соборах в 1179 и 1215. Катары постоянно обвинялись не только в ереси, но и в подрыве основ семьи, государства и человеческого общества.

Наряду с соборными постановлениями волну альбигойства помогало сдерживать воздействие таких проповедников, как святые Петер Ноласко и Бернар Клервоский, которые боролись с одной из главных причин роста популярности альбигойства – распущенностью духовенства и народа. Для борьбы с невежеством – источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 г. орден проповедников (доминиканцев), члены которого были призваны наставлять верующих в христианском учении.

В то время как клирики выступили против альбигойства, руководствуясь догматическими основаниями, светские власти исходили из политических соображений и использовали такие рычаги давления, как смертная казнь для отдельных сектантов и применение военной силы против городов. Духовенство в основном поддерживало такого рода меры, но не обошлось и без исключений. Так, согласно Петеру Кантору, «хотя катары и признаны виновными по божественному суду, они не должны наказываться смертью». Св. Бернар допускал, что их можно заключать в тюрьму, но только ради общественного спокойствия.

Последняя и кровавая стадия в истории катаров – серия сражений (1209–1228), часто называемых альбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев. Особенно ожесточенными были битвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре; войсками предводительствовали граф Тулузский (со стороны сектантов) и Симон да Монфор (со стороны крестоносцев). Еще до этого, в 1208 г., папа Иннокентий III призвал к крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата. Согласно мирному договору 1229 г. в Мо, большая часть территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однако рассеянные остатки секты просуществовали до конца XIV в.

По материалам энциклопедии «Кругосвет».

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА