Октябрь 2017
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 
Алфавитная навигация
 
 
 
Email

ДОБРЫЙ ДЬЯВОЛ

 
Опубликовано 20.12.2010
 
 

Существует целая галерея образов не злокозненных чертей – от сынов печали и греха из апокрифической книги Еноха, где дьяволами стали изменившие небу ангелы, выбравшие любовь к дочерям человеческим, и до дурашливых и незадачливых чертей, отправлявшихся служить в монастырь (один из них в награду за службу попросил себе пеструю одежду с бубенчиками).

Между этими крайностями располагаются:

 – дьяволы, раскаявшиеся и возвращенные в рай (например, оплакавший смерть Христа на Голгофе Аббадона из поэмы «Мессиада» Фридриха Готлиба Клопштока (1724–1803);

– дьяволы-наставники в добре (например, из немецкой лубочной истории о Фаусте: Фауст ведет с Мефистофелем богословскую беседу. Мефистофель, не жалея красок, расписывает красоту, в которую облачен был на небе его повелитель Люцифер и которой лишился за свою гордость. И так же, не жалея красок, расписывает ужасы ада. Посему он настоятельно советует Фаусту соблюдать божественные установления, чтить Бога и постараться заслужить вечное блаженство);

 – дьяволы-ангелы-хранители (например, из малороссийского рассказа, где черт влюбляется в молодую девушку, ставшую ведьмой поневоле, по наследственности от матери. Черт не только помогает ей избавиться от ведьмовской природы, но и приносит себя в жертву за нее другим чертям);

– дьяволы-убежденные христиане и благородные рыцари (например, Астарот в рыцарской пародийной поэме «Большой Моргайте» Луиджи Пульчи (1432–1484), горячо утверждавший, что Бог всегда благ и справедлив ко всем своим тварям и что падшим не на кого жаловаться, кроме себя самих. Астарот настаивает на том, что «Права лишь вера христиан. Закон их свят и справедлив и крепко утвержден» И при расставании с рыцарями оптимистично уверяет: «Поверьте: в мире нет угла без благородства, Оно есть и в аду, средь нашего уродства».

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА