Сентябрь 2018
 
Email

ЗАПРЕТ НА ИЗОБРАЖЕНИЯ В ИСЛАМЕ

 
Опубликовано 24.12.2010
 
 

Единственная фраза, в которой можно усмотреть хоть какое-то ограничение изобразительной деятельности мусульманина, (в Коране) – это аят 92 суры 5, где говорится о языческих жертвенниках (ал-ансаб), которые, кстати, далеко не всегда имели форму человекоподобных идолов. Более того, широко известно, что в период раннего ислама, когда формировались коранические тексты, да и позднее, у арабов были в широком употреблении самые различные предметы с изображениями людей, зверей, птиц и рыб. Из хадисов мы знаем, что у самого Мухаммада было множество личных вещей, украшенных сюжетными изображениями.

Первые определенные свидетельства о неодобрении правоверными богословами ремесла живописца, скульптора пли мозаичных дел мастера относятся только к эпохе Аббасидов, начиная с халифов Харуна ар-Рашида и его сына Ма'муна (начало IX в.). Это неодобрение, со временем конкретизированное, ужесточенное и доведенное до более или менее сурового порицания во всех четырех основных суннитских толках (а позднее и в ши'изме), очевидно, никогда и нигде не достигало степени всеобщего и полного запрета; во всяком случае, все известные формулировки, касающиеся этого вопроса в шариатских сочинениях, содержат скорее этическую, чем юридическую оценку художественного творчества. Если же говорить о каких-либо сюжетных ограничениях, то в первую очередь они, естественно, касались предметов и построек, связанных с исламской обрядностью и отправлением культа, тогда как в быту, в светской жизни они не были слишком строгими. Примером тому – многочисленные изображения животных и птиц, человеческих лиц и фигур на тканях, посуде, воинской амуниции, в рукописных книгах, на художественных миниатюрах из самых разных уголков мусульманского мира. Иными словами, изобразительная практика во все времена так или иначе уживалась с богословскими ограничениями – даже такими категорическими, как, например, изложенное в комментарии шафи'итского хадисоведа XIII в. ан-Навави: «Изображение животных запрещено строжайшим образом, оно из тягчайших [грехов] ... Изготовление их запретно в любом случае, потому что в этом – подражание творчеству Аллаха всевышнего, все равно на одежде или ковре, или дирхеме, или фельсе, или на сосудах, или на стене, или на чем-нибудь другом».

В.Н. Настич. Художественное оформление мусульманских монет: нарушение запрета?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА