Ноябрь 2019
 
Email

ИЕГУДА ГАЛЕВИ

 
Опубликовано 27.12.2010
 
 

ИЕГУДА ГАЛЕВИ (не позднее 1075– 1141), еврейский поэт и философ. Родился и провел детство в мусульманской Испании, в городе Тудела, получил разностороннее еврейское и арабское образование. Покинул в юности родной город, перебрался в Гранаду — в то время один из крупных еврейских культурных центров, — где завязал дружеские отношения с братьями Ибн Эзра и вошел в круг виднейших представителей так называемого золотого века еврейской культуры в мусульманской Испании.

В Гранаде Иегуда Галеви написал свои первые значительные поэтические произведения. Вторжение Альморавидов (после 1090 г.) положило конец благополучному для евреев Андалусии периоду, и Иегуда Галеви покинул Гранаду. В дальнейшем его жизнь проходила в постоянных странствиях, во время которых он завязал отношения со многими видными людьми своего времени. Некоторое время Иегуда Галеви жил в Толедо, занимаясь врачебной практикой (по-видимому, на службе у короля Альфонсо VI). В 1108 г. христианскими солдатами был убит покровитель и благодетель Иегуды Галеви Шломо ибн Фарузиэль, достигший высокого положения при дворе; Иегуда Галеви покинул Толедо и, по-видимому, вновь начал странствовать. Жил в Севилье, Лусене и, очевидно, продолжительное время в Кордове. Слава Иегуды Галеви продолжала распространяться, и круг его почитателей и друзей, многим из которых он посвящал свои стихи, непрерывно увеличивался. Медицинская практика и торговые связи Иегуды Галеви с еврейскими купцами в Египте обеспечивали его материальное благополучие. Он принимал активное участие в делах еврейских общин и помогал в сборе денег для выкупа евреев, захваченных в плен иноверцами.

Страстным желанием Иегуды Галеви было переселение в Землю Израиля. Оно формировалось под воздействием целого ряда обстоятельств — осознания невозможности безопасного существования евреев вне родной земли,  политических соображений, мессианских чаяний, охвативших Иегуду Галеви после того, как однажды ему было видение, что национальное  избавление  придет в 4890 (1130) г. Решение Иегуды Галеви о переселении в Эрец-Исраэль (Палестину) подкреплялось его собственным философским учением о связи Бога Израиля с народом Израиля, страной Израиля и языком Израиля — ивритом. Осуществление этого решения было связано с огромными трудностями: помимо опасностей, сопряженных с длительным путешествием, и тяжелых жизненных условий в стране, бывшей тогда под властью крестоносцев, Иегуде Галеви предстояло преодолеть свою привязанность к единственной дочери и зятю, ученикам и многочисленным друзьям, отказаться от почета и высокого положения, которых он достиг в Испании. Преодолев колебания и отвергнув увещевания друзей, Иегуда Галеви отправился в путь и 8 сентября 1140 г. прибыл в Александрию; спустя несколько месяцев Иегуда Галеви приехал в Каир и остановился у своего друга, еврейского купца Халфона Галеви. Дружеский прием и почет, которым поклонники окружили Иегуду Галеви, задерживали отъезд, так что он начал опасаться, что умрет, не достигнув цели. Считалось, что эти опасения сбылись, так как корабль, на который сел Иегуда Галеви, чтобы плыть из Александрии в Эрец-Исраэль, задержался из-за непогоды, и поэт умер в Египте, прожив там шесть месяцев. Согласно позднейш исследованиям, этот корабль покинул Александрию, но отплыл ли на нем Иегуда Галеви, осталось неизвестным. По преданию, впервые упоминаемому в «Шалшелет ха-каббала» («Цепь предания», Венеция, 1587) Гдалии бен Иосефа ибн Яхья (1515–1578), поэт достиг Иерусалима, и в тот момент, когда он целовал камни священного города, распевая свою элегию «Сион, неужто ты не спросишь...», его растоптал конь сарацина.

Сохранилось около 800 поэтических произведений Иегуды Галеви, написанных в традициях религиозной и светской испано-еврейской средневековой поэзии, находившейся под влиянием арабского стихосложения тех времен, с одной стороны, и библейского стиля — с другой. Основными мотивами светской поэзии Иегуды Галеви являются любовь, дружба, вино, скорбь о кончине друзей. В его поэзии описаны женская красота и страдания влюбленного; в ней содержатся свадебные песни, гимны вину и веселью, цикл стихов о море, размышления о всесилии смерти и т. п. Большинство стихотворений представляет собой виртуозные композиции, использующие мотивы и приемы, общие для всей средневековой арабо-еврейской поэзии, однако, отражая личные переживания поэта, они исполнены глубокой эмоциональности и своеобразия.

Среди 350 пиютов (литургических гимнов) Иегуды Галеви особое место занимает тематический цикл, который может быть назван «Ширей ха-галут» («Песни изгнания»). Глубина религиозного и национального чувства сочетается здесь с образностью поэтических и пророческих книг Библии, что делает «Ширей ха-галут» одним из самых совершенных образцов еврейской поэзии всех времен. Наряду с пиютами, вобравшими общенациональный религиозный опыт, поэзия Иегуды Галеви содержит стихи, в которых поэт выражает свои личные религиозные переживания. Эти стихи, уступающие в художественном отношении лишь библейским псалмам, стоят в ряду величайших произведений еврейской религиозной поэзии. Иегуда Галеви пишет о глубоком благоговении перед Богом, о блаженстве сближения с Ним, пронизывающем все существо поэта, и о бесконечной любви к Богу, озаряющей душу, облегчающей ее страхи и предохраняющей ее от зла. Наибольшую славу Иегуде Галеви снискали его «Ширей Цион» («Сиониды», буквально «Песни Сиона»). Уже сама тема этого цикла, создававшегося на протяжении десятилетий, была новой и необычной в средневековой еврейской поэзии. В «Ширей Цион» находят выражение как страстное стремление поэта в Страну Израиля, так и нерешительность и страх перед тем, что ожидает его там; стихотворения цикла отражают душевное напряжение поэта — противоречие между любовью и страданием, мечтой и реальностью. Иегуда Галеви видит в переселении в Эрец-Исраэль исполнение Божественной воли, подчинение которой и есть истинная свобода и избавление от рабства в изгнании. Многие из стихотворений этого цикла представляют собой описание путешествия поэта в Эрец-Исраэль. Самым известным стихотворением цикла является уже упомянутая элегия «Сион, неужто ты не спросишь /О судьбах узников твоих...». Многие поколения евреев оплакивают разрушение Храма и выражают упование на избавление словами этой элегии.

Свое философское учение Иегуда Галеви изложил в написанном по-арабски сочинении «Китаб ал-хиджджа в-ад-далил фи наср ад-дин аз-залил» («Книга доказательства и довода в защиту униженной веры»), переведенном на иврит в середине 12 в. под названием «Сефер ха-хохаха ве-ха-реая ле-хаганат ха-дат ха-бзуя». Однако это сочинение более известно как «Сефер ха-кузари» («Книга хазара»), так как его сюжетной канвой служит обращение в иудаизм хазарского царя. «Сефер ха-кузари» является не столько систематическим философским трактатом, сколько апологией иудаизма, которой придана форма полемики с аристотелевой философией, а также с христианством и исламом. В 1-й части сочинения философ-аристотелик, христианин и мусульманин излагают перед хазарским царем свои учения; четыре последующие части представляют собой диалог между царем и евреем, который в конце концов убеждает царя в истинности иудаизма. Религиозно-философское учение Иегуды Галеви основано на идее превосходства непосредственного религиозного опыта над дедуктивным знанием. Пророк, непосредственно переживающий присутствие Бога, стоит гораздо ближе к истине, то есть к Богу, нежели философ, знание которого о Боге получено дедуктивным путем, то есть является опосредованным. Миссия пророка — не обучать людей вечным истинам, но наставлять их в делах, творя которые они начинают познавать присутствие Бога.

Поэзия и — частично — философский труд Иегуды Галеви были переведены на многие европейские языки. «Сефер ха-кузари» вышла в переводе на русский язык, в русском переводе издан также сборник стихотворений «Сердце мое на Востоке.

Краткая еврейская энциклопедия (в сокращении).

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА