Июнь 2017
 

История

 
   Количество строк:  

И. Данилевский. Ярослав Мудрый и Святополк Окаянный

 

 

Прежде всего речь пойдет о мифах, мифах российской истории, которые существовали, существуют и будут существовать. Само слово миф не имеет никакой негативной оценки, потому что мы все живем мифами и в мифах, и если мы говорим о том, что развенчиваем какой-то миф, это значит, что мы просто создаем новый миф, который придет на смену прежнему. Поэтому наша задача довольно простая, но в то же время и сложная – выяснить, какие мифы существуют на сегодняшний день. Естественно, мы не сможем разобрать все мифы. Мы остановимся на самых любопытных, на мой взгляд, и попытаемся немного покопаться в том, как современная историческая наука и современный человек смотрит на эти мифы. Что в них интересного, что в них ценного, а от чего можно бы и отказаться.

О. Ауров. Когда войны стихали: культурные и торговые связи между христианским и исламским мирами

 

Две прошлые лекции были посвящены противостоянию между исламским и христианским мирами. Мы говорили о том, что христиане не были все одинаковыми и мусульмане не были одинаковыми, но все-таки, наверное, в их отношениях противостояние играло основополагающую роль. Тем не менее противостояние не определяло всего – помимо многочисленных войн были и моменты мира, и в эти периоды выстраивались очень разные отношения – культурные, торговые, еще какие-то, но прежде всего, конечно, надо говорить о торговле и культуре.

О. Ауров. Когда все изменилось: крестовые походы от Палестины до Испании

 

Христианство возникло как религия любви и мира, и изначально для христиан образцом был Христос. В сцене, например, из Евангелия от Луки (параллельные места есть и в других Евангелиях), где за Христом приходят, чтобы Его арестовать, Он не сопротивляется. Евангелие сообщает: «Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечем? И один из них ударил раба первосвященникова и отсек ему правое ухо. И тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И коснувшись уха его, исцелил его» (Лк 22:49–51).

Стоит ли после этого удивляться отказу христиан нести военную службу в империи?! Не случайно еще во II веке некий Цельс утверждал: «Если бы все поступали, как христиане, варвары стали бы у нас хозяевами». Нередко христиане предпочитали скорее принять мученическую смерть, чем нарушить запрет. Так, например, произошло с неким центурионом Марсилием, служившим на территории современного Марокко. Бросив оружие, он заявил в лицо командиру: «Я бросил его. Воистину не следовало христианину быть солдатом мирской армии, он – солдат Господа и Христа».

О. Ауров. Евреи в средневековой Европе

 

Кроме мусульман и христиан, была еще одна составная в меж-европейской конфессиональной средневековой мозаике – иудеи. Я уже упоминал в своих лекциях английского историка Джеффри Хамфри и его рассуждения о средневековой символике, присутствующей в современных межконфессиональных отношениях. Так вот, один из символов – государство Израиль, ныне расположенное на территории древнего или средневекового, точнее латинского, Иерусалимского королевства. Иерусалимское королевство, а ныне Израиль воспринимается как некий форпост Запада во враждебном исламском окружении. Однако история сделала довольно странный кульбит, поскольку, скажем, в X веке девять десятых всех тогдашних евреев жили как раз в мире исламском.

О. Ауров. Опыт средневековой Европы

 

Почти весь февраль 2006 года продолжалась настоящая война карикатур, начавшаяся публикацией в датской газете «Юлландс-постен». Замечу, что даже на фоне всемирной борьбы с терроризмом, она занимает особое место. Кажется, что война особенно ярко демонстрирует ту пропасть, которая существует между христианами и мусульманами. На одной чаше – свобода слова и самовыражения, а на другой – религиозный фанатизм, проявленный самыми широкими массами. Все происшедшее вновь подводит нас к вопросу, а не является ли реальностью та самая война цивилизаций, о которой в полный голос заявляет американский политолог Сэмюель Хантингтон.Сторонников положительного ответа на поставленный вопрос не так уж мало – причем, с обеих сторон невидимого фронта.

Д. Харитонович. Город и мир

 

Автор рассматривает воззрения людей Средневековья и нынешних историков на восприятие перемен в культуре и в картине мира. Отмечаются существенные изменения в этой картине мира в XII–XIII веках, вызванные, среди прочего, ростом средневековых городов. Горожане как категория людей занятых в денежной экономике, ведущих образ жизни существенно менее связанный с природой, нежели крестьяне или даже землевладельцы, формируют новую картину мира, новую систему ценностей, которые во многом определят мировосприятие европейцев Нового времени.

Д. Харитонович. Что есть человек?

 

Главное в лекции – представления о личности в Средние века. Рассматриваются взгляды людей Средневековья на «своих» и «чужих» – иноплеменников, иноверцев (в частности, на мусульман и иудеев), на отношения личности и общества. Анализируется место, занимаемое представлениями о неповторимой человеческой индивидуальности в системе  ценностей средневекового человека и эволюция этих взглядов и представлений.

Д. Харитонович. Вера Средневековья

 

В лекции анализируется «народное христианство», религиозные представления основной массы жителей средневековой Европы, исследуется отличие этой веры от веры образованных богословов, влияние ее на теологию, в частности на эсхатологию, на учение о Страшном Суде и о загробной судьбе.

Д. Харитонович. Рыцарская доблесть, рыцарская верность, рыцарская честь

 

Эта лекция будет посвящена особенностям стратегии и тактики рыцарского войска, рыцарским сражениям, рыцарскому вооружению, влиянию всего вышесказанного не только на характер войны, но и на систему ценностей рыцаря. Особое внимание мы уделим вассально-ленным отношениям, основанным на клятве верности: верности как стержневому элементу рыцарской картины мира, верности по отношению к сюзерену, другу, возлюбленной и Богу.

Д. Харитонович. Битва при Пуатье: событие-миф

 

В центре нашего внимания – сражение 17 октября 732 года между франками и арабами. Мы поговорим о том, как оценивали это сражение современники и позднейшие историки, о значении этой битвы для мировой истории, и, в частности, о том, как исход битвы повлиял на реформу франкского войска и, следовательно, на формирование феодальных отношений и сложение рыцарства.

Люди – самое главное, cамое важное, самое интересное, что есть в истории. Но история состоит также из событий. И я хочу порассуждать о том, как события влияли на людей, как люди творили эти события. Люди, о которых я буду говорить, необязательно государи, полководцы, великие религиозные мыслители, это обычные, не знаменитые люди. Многие из них не оставили по себе никакой памяти. Но долг историка – воскресить этих людей, пусть и не попавших на страницы хроник. Но начнем все-таки с события, с события-мифа – битвы при Пуатье.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА