Ноябрь 2019
 

История

 
   Количество строк:  

А. Юрганов. "Русское дело" датского принца Вальдемара

 

С датскими принцами всегда проблемы. Его мучают несвойственные русским людям вопросы, например, «быть или не быть». В том числе и  тогда, когда ему предлагают жениться на дочери первого русского царя из рода Романовых и при этом деликатно просят поменять веру – с протестантской на православную.

В 1644 г. в Москву, по приглашению русского царя приехал датский принц Вальдемар Кристиан (1622–1656), чтобы жениться на дочери русского царя, первого из рода Романовых, Ирине Михайловне…

Казалось, обычное дело между монархами Европы. Но сколько выплыло наружу страстей, томившихся  в России, пережившей Смуту.

А. Юрганов. Первый царь, Романов Михаил, и его невесты

 

Все ли могут короли? Например, жениться по любви? Задача оказывается непростой, особенно если ты – первый Романов, а жениться вздумал на дочери незнатного дворянина.

А. Юрганов. Сценарии русской смуты начала XVII века

 

Смута – слово очень знакомое русскому уху. Его можно не пояснять. Но проблема заключается в том, что в разные исторические периоды оно воспринималось по-разному. Почему стала возможной Смута в начале XVII века? Что думали о ней современники?

А. Юрганов. Язык эпохи Ивана Грозного

 

Язык можно рассматривать двояко: с точки зрения его грамматики в узком смысле и с точки зрения культуры в широком смысле. Язык эпохи – это понятия о себе, представления о жизни, о государстве, о быте и бытии. Каждая культура обладает своим языком восприятия и трансляции смыслов. Похожи ли они на те, которые привычны для нас.

А. Юрганов. Афанасий Никитин: христианин или мусульманин?

 

Мы привыкли считать, что история – это действия многих людей или же поведение великого человека в «минуты роковые». История родового человека, не совершившего великих дел, не замеченного в потоке главных событий, стала с недавних пор привлекать внимание ученых. В каждом человеке обнаруживается связь его индивидуального сознания с сознанием других людей. Выяснение того, как именно мы думаем, относится к культуре не меньше, чем выяснение общности условий жизни. Но так же очевидно, что современник XV века думает иначе, нежели историк. Это и привлекает наше внимание, потому что в способе размышления одного лица, можно разглядеть лицо всего народа.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА