Декабрь 2017
 
Email

Вифлеемская звезда

 
Опубликовано 06.09.2010
 
 

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»…. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, и наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (Мф 2:1; 2:9).

Краткие сведения о Рождестве Иисуса Христа содержатся только в одном евангелии − от Матфея. Согласно скупому рассказу евангелиста, вспыхнувшая на небе звезда возвестила рождение младенца Иисуса и указала восточным мудрецам путь к его яслям. Обо всем остальном – в каком году это произошло и на каком участке неба загорелась эта загадочная звезда, нам остается только догадываться.

Первые попытки объяснить это явление были предприняты уже во времена раннего христианства. Крупнейший писатель и богослов ранней церкви Ориген (185–254) предположил, что речь в евангелии идет о комете. Это представление было широко распространено в народных верованиях и дошло до наших дней. На большинстве картин, изображающих поклонение волхвов новорожденному младенцу, Вифлеемская звезда изображена с хвостом, какой бывает у комет.

 
 
Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. 1304–1306. Фреска капеллы Скровеньи, Падуя. Вверху изображения можно увидеть Вифлеемскую звезду в виде кометы

Вместе с тем ни в одном сохранившемся источнике нет и следа упоминаний о большой комете, замеченной в годы младенчества Христа. Астрономия в то время была уже достаточно развитой наукой, и, конечно, тогдашние звездочеты внимательно следили за звездным небом. Они не оставили бы без внимания столь выдающееся космическое событие. Однако ни в чьих анналах ничего подобного не зафиксировано. Кроме того, в ту историческую эпоху считалось, что кометы предвещают грядущие беды, и они вряд ли могли ассоциироваться с такой благой вестью, как рождение Спасителя.

Заблуждение Кеплера

В 1604 году немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер (1571–1630) обнаружил на небе новую звезду. Сегодня мы знаем, что это была одна из сверхновых звезд. В современной науке так называется, собственно, не звезда, а взрыв колоссальной силы (превышающий всю энергию излучения Солнца за миллиарды лет), которым некоторые звезды − иногда «при жизни» почти незаметные − заканчивают свое существование. Кеплер, который этого не знал, связал появление новой «звезды» с другим событием – тесным сближением двух планет,

 
 
SN 1604, или Сверхновая Кеплера, является последней сверхновой, надежно зафиксированной на настоящий момент в нашей Галактике: она вспыхнула в созвездии Змееносца, на расстоянии приблизительно 20000 световых лет от Земли. Иллюстрация представляет собой композитное изображение остатка SN 1604, созданное на основе фотографий, сделанных в видимом, инфракрасном и рентгеновском диапазонах космическими телескопами «Хаббл» и «Спитцер». Изображение раскрашено в условные цвета

Юпитера и Сатурна, которое произошло за несколько месяцев до этого. Его гипотеза состояла в том, что именно конъюнкция (сближение) двух названных планет рождает новую «звезду». Незадолго до рождения Иисуса имела места та же конъюнкция, и Кеплер, долгие годы мечтавший объяснить явление Вифлеемской звезды, решил, что 16 веков назад произошло аналогичное событие.

Хоровод планет

Великий астроном, безусловно, заблуждался, связывая между собой конъюнкцию двух планет и вспышку звезды. Однако встреча Юпитера с Сатурном, действительно, может иметь отношение к нашей проблеме. В 7 году до н. э. сближение Юпитера и Сатурна, событие вообще чрезвычайно редкое, произошло трижды за несколько месяцев. В вавилонской астрологии Юпитер считался высшим божеством, а Сатурн − символизировал собой царя Израиля. Древние вавилоняне (халдеи) считали встречу этих планет эпохальным событием, имеющим прямое влияние на земную жизнь. Поэтому неудивительно, что мудрецы Востока восприняли его как знамение и свидетельство рождения могучего иудейского царя. Правда, все эти аргументы отодвигают рождение Иисуса в прошлое на семь лет сравнительно с общепринятой датой, но ведь ненадежность этой даты общеизвестна. Ранние христиане никогда ее не упоминали, и она была условно определена лишь в IV веке. В пользу этого предположения говорит и то историческое обстоятельство, что перепись населения, ради которой будущие родители Иисуса пустились в долгий путь, была произведена именно в 7 году до н.э. Во время этого путешествия, как известно, и родился исторический Иисус.

При всем правдоподобии этого рассуждения оно, однако, тоже имеет свои слабости. Как ни близко сошлись тогда обе планеты, все же, по современным расчетам, не настолько близко, чтобы нельзя было отличить их невооруженным глазом, в Библии же говорится лишь об одной яркой звезде. Правда, примерно в то же время, в 3–2 году до н.э., произошла конъюнкция – до полного оптического слияния − другой пары планет, Юпитера и Венеры. Не исключено, что они и были приняты за Рождественскую звезду.

 
 
Фотография, фиксирующая очередную, неполную, конъюнкцию Юпитера (сверху) и Венеры, была сделана 29 ноября 2008 года в горной обсерватории в Чили. В условиях современных развитых стран с их освещенными ночью мегаполисами столь яркое ночное небо кажется слишком ярким, однако до изобретения электричества, его можно было наблюдать везде

Существует, однако, еще одна возможность: быть может, Вифлеемская звезда – это лишь символ, лишенный реального исторического наполнения. В библейской книге «Числа» пророка Моисея о будущем приходе мессии, спасителя Израиля, сказано: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ 24:17). Евангелист Матфей постоянно ссылается на Ветхий Завет в своем повествовании. Не исключено, что он употребил образ звезды просто как олицетворение истинного спасителя Израиля.

При подготовке этого материала был использован сайт http://www.weltderphysik.de/de/6881.php

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
© "YOS" 2010-2011
ИНТМЕДИА